Это первый урок из серии «Первые шаги в 3ds max» и сегодня мы поговорим об основах интерфейса.
Думаю, если вы взялись за изучение 3ds max вы уже его установили и успели испугаться тому количеству кнопочек, панелей и переключателей, которые оказались перед вами. Но это вы напрасно, потому что все здесь интуитивно понятно и даже после этого короткого урока вы будете чувствовать себя достаточно уверенно в этой среде разработки. И я вас уверяю, что в 3ds max один из лучших интерфейсов, с которыми мне когда либо приходилось работать.Я использую 3ds max 2010 и советую вам пользоваться этой же версией или 3ds max 2009, он тоже неплох. Эти две последние версии наиболее стабильны по сравнению с предыдущими. Итак, 3ds max версии 2010 в стандартном виде выглядит вот так.
Начнём по порядку. В верхнем левом углу мы видим большую кнопку с логотипом 3ds max, при нажатии на него мы увидим стандартное меню с функциями сохранения файлов, их открытия, создания новых сцен (сцена – это название проекта в 3ds max) и т.п. Это стандартное меню, которое должно быть знакомо всем пользователям пакета MS Office 2007.
New – создание новой сцены.
Reset – сброс всех настроек данной сцены и создание новой.
Open – открытие ранее сохраненной сцены.
Save – сохранить сцену.
Save As – пересохранить сцену с другим именем.
Import – импортировать текущую сцену (или объект сцены) в «инородный» формат для использования в других программах.
Export – экспортировать файлы, сохранённые с помощью других программ.
References – функции для скрепления сцен.
Manage – настройки расположения и путей к текущему файлу сцены.
Properties – настройки информации о данной сцене.
Справа от этой кнопки расположено меню, которое мне очень понравилось, когда я стал пользоваться именно 3ds max 2010. Это строка быстрого доступа.
Первые три кнопки это дубли функций основного меню (New, Open, Save), следующие две это кнопки отмены и возврата действия (Undo, Redo) и последняя кнопка это кнопка для выбора папки в которой будет находится данная сцена.
Следующей на очереди у нас стоит панель основного меню. Оно не зря называется основным, так как в нём есть все функции 3ds max. Если вы посмотрите на содержание каждого из этих меню то увидите что там очень много функций и запомнить назначение каждой из них достаточно сложно, но не отчаивайтесь, этим основным меню мы будем пользоваться не так уж часто и будем использовать только 10-15 функций из всего этого разнообразия. Вы спросите «Почему же так?», закономерный вопрос, но все дело в том, что для большинства из функций основного меню есть соответствующие кнопки на других панелях и они гораздо более удобны. Ах да, забыл скрин =) Вот основное меню.
Более подробно на каждом пункте меню останавливаться не будем, а будем изучать их по мере надобности в практических условиях.
Ниже основного меню находится ещё одна панель быстрого доступа, она дублирует команды основного меню, но ей мы будем пользоваться очень часто. Каждая из кнопок будет рассмотрена в следующих уроках по мере их надобности и я подробно о них расскажу, а пока просто посмотрите на эту замечательную панель =)
Ниже этой панельки стоит штуковина под гордым названием Ribbon, на ней отображаются различные инструменты в зависимости от того с чем вы сейчас работаете (моделинг, рендеринг, анимация и др.), то есть это также панель для быстрого доступа. Вот, взгляните на неё =)
Но с этой панелью, на мой взгляд, есть огромная проблема. Дело в том, что тормозит она просто ужасно и панелью быстрого доступа она называться не может ну никак. Не подумайте, что она там минуту подгружается или т.п. У неё есть задержка, примерно, в пол секунды, но это очень заметно и вы можете сами там немного поклацать и убедиться, что эта панель просто выносит мозг, в 3ds max время очень важно, а Ribbon его попросту крадёт. Я этой панелью практически не пользуюсь но уже чувствую как в меня полетели тяжелые предметы, так как знаю, что очень многим пользователям эта штуковина полюбилась. А ещё она мне не нравится тем, что занимает километр экранного пространства, и поэтому можно нажать вот эту стрелочку два раза и она свернётся и станет более менее приемлема.
Нововведение конечно хорошее, но ещё очень сырое и учитывая, что оно появилось только в 3ds max 2010 программистам можно простить эту оплошность =)
Двигаемся дальше и сейчас взглянем на то, что занимает большую часть пространства на экране, это так называемые вьюпорты или окна проекции (View Ports).
Я создал несколько объектов, для того, чтобы вы увидели как всё отображается во вьюпортах. Из этой картины мы можем видеть, что верхний левый угол – это вид сверху, верхний правый – это вид спереди, нижний левый – вид слева и нижний правый это вид перспективы. Есть ещё несколько проекций (сзади, справа, снизу) и назначить их можно любому из окон проекции. Для этого достаточно воспользоваться меню вьюпорта, которое находится в его верхнем левом углу.
Можете поиграться с этим меню, мы к нему ещё неоднократно будем возвращаться в следующих уроках, сейчас о нём рассказывать нет никакого смысла.
Вы вероятно заметили этот симпатичный кубик в верхнем правом углу каждого вьюпорта =)
Это вьюкуб (ViewCube). Покликайте на разные его грани и вы увидите как красиво и пафосно вращается виртуальная камера во вьюпорте и позволяет рассмотреть наши объекты с разных сторон. Я в этом кубике смысла не вижу, он только мешается постоянно при моделинге, зацепишь его нечаянно и потом опять настраивай вид как было. Появился этот кубик по моему в 3ds max 2008 и поначалу я ему очень радовался, но в итоге буквально через пару-тройку дней я его отключил. Если вы впервые работаете в 3ds max сразу отключать кубик не советую, а вдруг понравится он вам =) Но для тех кому он уже успел надоесть расскажу как его отключить.
Нажмите на кнопку [+] меню любого вьюпорта, далее наведите на пункт ViewCube и в выпавшем меню нажмите на Show the ViewCube или просто нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Alt+V и о чудо! Зло исчезло =)
С вьюпортами пока всё, но поверьте, в следующих уроках я расскажу о них ещё очень много интересного.
Слева от окон проекции находится панель инструментов, это та панель которой мы будем пользоваться постоянно.
Сейчас о ней я говорить ничего не буду, так как об этой панели можно просто книги писать, в ней есть всё что нужно. Будем изучать её по порядку и по мере надобности на конкретных практических задачах.
Ниже вьюпортов находится таймлайн (TimeLine). Он нужен исключительно для анимации, это так сказать раскадровка нашей сцены.
Следующая область, которую я выделил на картинке ниже – это панель состояния, она служит для отображения всяческой информации о сцене, такой как например координаты курсора относительно данного вьюпорта, отображение ошибок скриптов, подсказки, блокировка выделений, добавление тегов для кадров. С этими функциями мы познакомимся при соответствующих обстоятельствах.
Правее этой области находится панель управления анимацией. Там есть кнопки управления ключами анимации, кнопка настройки анимации а также кнопки как в любом проигрывателе, можете нажать Play и бегунок побежит по таймлайну.
И последняя область на экране.
Она служит для навигации во вьюпортах, есть кнопки для приближения и отдаления, перемещение виртуальной камеры в плоскости, вращение виртуальной камеры, развёртывание проекции, охватывание вьюпортом всех объектов сцены и др. Со всеми функция будем знакомится ближе в следующих наших уроках.
Ну что ж, похоже что все области интерфейса поверхностно рассмотрены и вы теперь знаете какая панель для чего служит и уже будете себя чувствовать в среде 3ds max более менее уверенно. В конце хочу попросить прощения, за то что так часто ссылаюсь на будущие уроки, просто рассказывать подробнее не подкрепляя это всё практическими навыками смысла просто нет.
На этом всё, спасибо за внимание, всем хорошего настроения, до встречи ! =)
Делекс Групп предоставляет широкий выбор электротехнических товаров, среди них регулятор мощности, счетчики, реле времени, устройства плавного пуска.