Под релевантностью страницы в интернете понимают соответствие содержания страницы тому запросу, по которому она выдана, то есть соответствие спроса и предложения. При высокой степени такого соответствия посетители тщательно изучают содержимое сайта, не раз возвращаются к нему и делают на него ссылки. Если содержание сайта не соответствует запросу, то его содержание вряд ли заинтересует того, кто сделал запрос и ожидал получить совершенно другую информацию.Для коммерческих сайтов особенно важно количество его посетителей, поэтому оптимизаторы таких сайтов всячески стараются повысить рейтинг сайта для поисковых машин, используя хитрые приемы для увеличения посещаемости. Поскольку результат такой оптимизации далеко не всегда соответствует интересам пользователей интернета, программисты изменяют и совершенствуют те критерии, по которым определяется релевантность сайта поисковыми машинами. Делается это для того, чтобы пользователь в ответ на свой запрос получал нужную информацию, а не рекламу тех услуг и товаров, которые в данный момент его мало интересуют.
Раньше релевантность сайта определялась внутренними факторами страницы (заголовками и плотностью ключевых фраз), но это привело к появлению массы некачественных SEO-текстов, с низким уровнем информативности и достоверности. Позже в качестве основного критерия релевантности приняли внешний фактор в виде количества ссылок на данный сайт. Но возможность покупки ссылок в каталоге заставила программистов отказаться и от этого критерия, хотя и не полностью.
Последнее время разрабатываются новые алгоритмы поиска (у Google–это Page Rank, а у Яндекса – ТИЦ), которые пытаются оценивать весомость отдельного сайта по отношению к другим проиндексированным документам, имеющим ссылки на оцениваемый сайт. Способы повышения релевантности страниц для новых алгоритмов поиска пока широкой публике неизвестны. Тем более что и Rambler и Yahoo разрабатывают свои алгоритмы поиска и оценки релевантности. При этом общей тенденцией таких разработок становится попытка оценить содержание страницы по неформальным признакам, а это очень сложная задача, которую и люди не всегда выполняют в полной мере.
Внешние ссылки пытаются оценивать не только по их количеству, но и по авторитетности источника ссылки.Вопрос о правильном повышении релевантности страниц имеет два решения. Одно из них простое, связано с созданием проектов, которые направлены не на конкурентную борьбу, а на ответы по низкоконкурентным запросам.
При работе в сильной конкурентной среде любые оптимизирующие решения могут оказаться временными, поскольку, как только поисковые машины изменят алгоритм поиска и оценки релевантности, все усилия оптимизаторов окажутся напрасными. Спасти может только очень хорошее и достоверное информационное содержание и высокий авторитет, наработанный сайтом.