Железная дорога
Принято считать, что железнодорожный транспорт более безопасен по сравнению, например, с авиатранспортом. Однако статистика неумолимо свидетельствует о том, что в мировых масштабах катастрофы на железнодорожном транспорте по количеству унесенных жизней значительно превосходят авиационные катастрофы. Вот так. В поездах, а также на железнодорожных станциях пассажиров подстерегают неприятности как технического, так и криминального свойства.Наиболее опасным для пассажира является нахождение в первом или последнем вагоне. При лобовом столкновении именно первый вагон подвергается наибольшим разрушениям. А при ударе сзади больше разрушается последний вагон, который в отличие от первого не защищен локомотивом и багажным вагоном, и в этом случае последствия катастрофы оказываются еще более тяжелыми. Покупая билет, обращай внимание на то, как расположена полка: если по ходу поезда, то хорошо, а если с противоположной стороны — то не очень. При лобовом ударе или при экстренном торможении в первом случае пассажир оказывается лишь прижатым к стенке, а во втором он летит с полки кувырком. Такое внезапное падение чревато ушибами, растяжениями, вывихами, переломами, а также другими травмами разной степени тяжести. Поэтому во время ближайшей поездки на поезде не поленись и внимательно изучи топографию вагона. Все равно свободного времени в пути предостаточно, а полученные сведения помогут тебе правильно выбрать место в вагоне при покупке следующего железнодорожного билета. Ведь наибольшее количество травм при железнодорожных авариях обусловлено именно падением с полок, особенно во время сна. Поэтому на столике не должны стоять знаменитые вагонные чайные стаканы в подстаканниках и с торчащими из них, подобно стилетам, ложками. Также со столика должны быть убраны бутылки (в особенности — стеклянные), другие твердые, острые или иные предметы, способные травмировать упавшего человека. Как только поел, попил, так сразу и убери все со стола, не надо осталять даже мелкую бижутерию вплоть до цепочек и браслетов.
Для того чтобы обезопасить себя или, в особенности, детей от падения с полки при несильных толчках, необходимо соорудить на внешней стороне полки защитный валик. С этой целью можно, например, подогнуть внутрь край матраса, подложить плотно свернутое одеяло, любую одежду. Не менее опасно также падение с верхней полки тяжелого багажа прямо на пассажиров. Поэтому никогда не следует ставить наверх увесистые сумки, чемоданы, ящики, баулы и т. д. Для них всегда можно найти место на полу или в рундуках под нижними полками. Если тяжелую ручную кладь всетаки пришлось разместить наверху, ее необходимо тщательно закрепить. Для этой цели следует использовать ремни или крепкие веревки. Купив билет на боковую полку, ложись на нее так, чтобы ноги были направлены в сторону движения. Именно твои ноги станут «амортизатором», который способен смягчить последствия лобового столкновения поезда. А вот шейные позвонки слишком сильного удара могут и не выдержать. При ударе сзади лучше бы, конечно, Лежать наоборот, ногами к хвосту поезда, но тут уж, как говорится, не угадать. Известно лишь, что по статистике лобовые столкновения случаются чаще.
С какой бы стороны ни последовал удар, никогда и ни под каким видом не следует высовывать голову из окна вагона, так как в этом случае совершенно неизбежно получение серьезной травмы головы или шеи. Руки и другие части тела также лучше в окно не высовывать. Для профилактики травматизма при столкновении поезда или при экстренном торможении также необходимо следить за тем, чтобы дверь купе была или полностью закрыта, или открыта до отказа (лучше всетаки открыта!). Ведь разогнавшаяся по своим направляющим дверь вполне способна рубить не хуже гильотины. Если ты по той или иной причине слетел с полки, то постарайся, сконцентрировавшись в доли секунды, сгруппироваться и закрыть голову руками, а если удастся — то и подушкой. Защита, конечно, не Бог весть какая, но все же лучше, чем ничего. Если вагон перевернулся, то необходимо схватиться руками за выступающие части полок, чтобы тебя не ударило изо всей силы о стену или потолок купе, о столик и т. д. При разбивании стекол глаза следует закрыть, чтобы туда не попали осколки. , При более плавном перевороте можно попробовать закрепиться на своем месте, упершись обеими ногами в полку, которая находится над тобой. Однако это удается далеко не всегда. Столкновение, разумеется, не единственная неприятность, которая может подстерегать пассажира во время путешествия по железной дороге. Например, хулиганы могут забросать вагон камнями. Учитывая то, что скорость камня или бутылки, летящих в окно, может достигать ста километров в час, необходимо предпринять хотя бы самые элементарные меры безопасности. Например, ложиться лучше головой к проходу, а не к окну, причем это касается не только пассажиров, занимающих нижнюю полку против хода поезда, но и всех остальных, без исключения. Действительно, это место наиболее опасно в том отношении, что влетевший в окно предмет, согласно законам физики, именно туда и попадает. Однако брызнувшие во все стороны осколки разбитого стекла способны серьезно поранить всех, кто находится в купе, особенно тех, кто лежит ногами к выходу. На большой скорости камень, кончено, может разбить стекло и прорвать дерматин, но силу удара они всетаки ослабят.