Продолжаем рассматривать ошибки веб дизайна, которые нередко допускаются разработчиками при создании сайта.
1. Flash-анимация на страницах проекта оправдана только в тех случаях, если ее дополнительные возможности позволяют сделать веб ресурс более информативным. К сожалению, очень часто подобные разработки представляют собой всего лишь незатейливые поделки. Практическая польза от них равна нулю, зато раздражение посетителям они доставляют в полной мере. Чем? Да уже хотя бы тем, что отвлекают от решения основного вопроса, ради которого человек пришел на сайт.
Нередко Flash используют с целью как-то «оживить» страницы. Однако и в этом случае надо помнить главную идею создания сайта. Посетитель грузит веб ресурс для того, чтобы получить информацию, скачать файл, совершить покупку (речь не идет о развлекательных проектах, там не помешает, если по экрану что-то бегает или прыгает). И ничто не должно отвлекать его от выполнения поставленной задачи. Поэтому, если страница «скучная», то надо заказать текст профессиональному копирайтеру или пригласить опытного фотографа для подготовки тематических снимков (еще лучше – и то, и другое). А не заливать на нее всевозможных Flash-гномиков, жучков, медвежат и т.п., которых читатели в большинстве своем воспринимают так же, как статьи «ни о чем».
Иногда при создании сайта Flash применяют в навигации. Вреда от этого получается еще больше. Потому что посетителям нравится простое, понятное, предсказуемое и обязательно статичное меню. Им так удобнее.
2. Контент, написанный «не для интернета». Статьи, подготовленные для веб ресурса, должны учитывать особенности поведения человека в Сети. За время блуждания по Всемирной Паутине пользователь открывает множество страниц. При этом подавляющее большинство людей не вчитывается в тексты, а старается в течение нескольких первых секунд по результатам беглого просмотра определить, полезен ему этот проект или надо продолжать поиски. Если материал подходит, то статья тоже читается в «форсированном режиме». Поэтому в процессе создания сайта тексты надо делать:
- уникальными;
- тематичными и полезными;
- содержательными, без «воды»;
- с короткими предложениями, разбитые на небольшие абзацы;
- удобными для просмотра;
- понятными для неспециалистов (без «лишней» терминологии);
- с элементами, привлекающими внимание (списки, выделение ключей, цитаты и т.д.);
- с «правильными» заголовками (это отдельная тема, заслуживает целой статьи) и описанием (description);
- большие тексты – с подзаголовками;
- легкими для чтения.
С таким контентом создание сайта плавно переходит в его продвижение с хорошими шансами на попадание в ТОП. Если же пренебречь указанными правилами, то клиенты, попав на страницу впервые, вряд ли пожелают загрузить ее второй раз.
В этой части статьи предлагается еще несколько недоработок, которые допускаются веб мастерами при создании сайта и могут серьезно понизить уровень конверсии.
3. Плохо работает функция «Поиск». Эта ошибка занимает довольно высокое пятое место по той причине, что посетители все чаще пользуются указанным компонентом. И в будущем такая тенденция, судя по всему, тоже сохранится. Если после создания сайта данная опция не справляется со своими «обязанностями», то на ее исправление, в отличие от остальных промахов из списка, потребуется затратить сравнительно много сил и средств. Но сделать это придется, т.к. не работающий поиск серьезно ухудшит степень удовлетворенности клиента.
4. Невозможность использования различных браузеров. В эпоху раннего интернета создание сайта упрощалось тем, что IE считался «единственным и неповторимым». Почти все грузили только Explorer, в результате чего работа по поддержке остальных браузеров была чем-то вроде бесполезного развлечения. Однако сегодня Firefox стремительно набирает популярность. Поднимаются Opera и Google Chrome. Все чаще используется когда-то экзотичный Safari и другие. Нет смысла терять посетителей только потому, что им не нравится старый добрый IE. Вопрос о поддержке различных браузеров стал актуальным.
5. Большие и неудобные формы. Это еще один важный момент, на который следует обратить внимание в процессе создания сайта. Регистрация – это рутина. Всеобщая неприязнь к указанному действию усугубляется тем фактом, что приходится сообщать о себе какие-то сведения. Поэтому разработчики обязаны приложить все усилия для того, чтобы процесс занесения данных оказался как можно более быстрым и легким. То есть, выполнить несколько требований:
- формы не должны быть большими, чтобы не отпугивать посетителей кажущейся сложностью заполнения;
- надо убрать все лишние вопросы и оставить только те, без которых никак нельзя совершить покупку;
- если в начале регистрации курсор уже стоит в первом поле, то клиент экономит один щелчок (не забывайте, все большое состоит из мелочей!);
- в html-коде надо выбрать для полей обычные имена (name, address и т.д.), чтобы поддерживалась функция автозаполнения;
- в номерах телефонов и кредитных карточек программа должна сама удалять лишние скобки и пробелы; таким образом количество ошибок будет сведено к минимуму.
6. Информация о компании отсутствует или недостаточна. При создании сайта нельзя пренебрегать страницей «Контакты». На ней следует указать все возможные способы связи. А также почтовый адрес и схему проезда. Это делается не только для удобства покупателей, но еще и в качестве элемента доверия. В самом деле, кто же согласится отдать свои кровные фирме, которая «прячется», не желая сообщить, где она расположена?
Ошибки, приведенные в этой части статьи, занимают далеко не первые места в ТОП-11 недоработок, которые встречаются при создании сайта. Но это совсем не значит, что данные промахи незначительны и на них можно не обращать внимания. Наоборот, они похожи на мелкий камешек в ботинке, из-за которого невозможно идти.
7. Фиксированная ширина страницы. На больших мониторах работать с таким сайтом неудобно, потому что его ширина не «растягивается» до размеров экрана. А на маленьких еще хуже – режется правая часть, появляется ненавистная полоса горизонтальной прокрутки. Если в процессе создания сайта разработчик предусмотрел изменение размера шрифта, то на широких экранах пользователи его непременно увеличат. Но когда они пожелают сделать и окно больше, чтобы крупные строки удобнее читались, то обнаружат, что это у них не получается. И такая новость вряд ли их обрадует. Хуже постоянной ширины может быть только фиксация обоих параметров у всплывающих окон (этот элемент дизайна, кстати, давно уже надо было уничтожить как класс, но им пока еще иногда приходится пользоваться). При таком подходе может выскочить крошечное окошко, читать текст в котором – все равно, что подглядывать в замочную скважину, все видно, но ничего не разберешь.
8. Всплывающие окна. Об отношении к ним только что уже было сказано. В оптимальном варианте создание сайта должно обходиться без указанного элемента. Тем более, что среди методов рекламы, по единодушному мнению пользователей, эти окна считаются одними из самых нелюбимых.
9. Некорректное увеличение фотографии. Данная функция требуется обычно при создании сайта магазина, чтобы можно было получше рассмотреть важные узлы, текстуру или мелкие детали. В одних случаях кнопка «увеличить фото» просто не работает. Мало того, что потенциальный клиент не получает необходимых сведений для принятия решения о покупке. Так он еще начинает думать: «Почему не увеличилось? Что я сделал не так?» В других – фото увеличивается всего на несколько процентов. Польза от такого действия тоже весьма сомнительная. Если посетитель просит большую фотографию, так почему бы не дать ему изображение на весь экран? Тем более, что в подобной ситуации люди обычно согласны ждать окончания загрузки. Все понимают, что эти файлы имеют приличный вес.
Таким образом, занимаясь созданием сайта, надо помнить об основах веб дизайна. В частности, о том, что рядовому посетителю не слишком интересны новые технологии интернета. Ему нужно другое. Чтобы текст был легко читаемым и без ошибок. А статья – содержала бы ответы на вопросы. И чтоб навигация позволяла быстро найти все, что требуется. А процесс регистрации чтоб занимал совсем немного времени. Вот из этого и надо исходить, принимая решение о добавлении на веб страницы какой-либо сверхсовременной опции.